Спроси у человека: «Что такое счастье?» и ты узнаешь, чего ему больше всего не хватает. Не откладывай свои планы, если на улице дождь. Не отказывайся от мечты, если в тебя не верят люди. Иди наперекор природе, людям. Ты личность. Ты сильный. И запомни — нет недостижимых целей — есть высокий коэффициент лени, недостаток смекалки и запас отговорок.

воскресенье, 15 марта 2015 г.

7 класс. Готовимся к контрольному диктанту по теме "Союз".


 Тексты для тренировки и тест с ответами:    

                                   I

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато ост
анется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

                                                                                   II

В течение многих веков, тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.
Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадет семя, то оно разрастется и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются. (125 слов)
(Н. Ефимова)

                                                                                III
Был уже конец зимы, когда бурая крыса пережила самое страшное свое приключение. Она хорошо плавала, а ныряла почти так же замечательно, как ее родственница. Бурая крыса умела проплывать под водой большие расстояния, отыскивая корни водяных лилий, крошечные ракушки и различных личинок. Зимняя охота в воде была очень опасна, так как в ручейке жила большая выдра, которая тоже любила охотиться подо льдом. Гораздо опаснее была большая щука, тоже обитавшая в ручейке. Даже издали серовато-зеленая щука показалась крысе очень страшной.

Однажды крыса услышала громкий стук по льду рядом с ее родным кустом дикой розы. Видимо, кто-то пробивал отверстие во льду. Крыса увидела яркий свет, проникавший через это отверстие. И в этом ярком свете нельзя было не заметить большого куска мяса, покачивавшегося в воде. «Сейчас полакомлюсь», – подумала пловчиха. Но сверху раздался тот же страшный звук. Бурая крыса поплыла прочь от дома. (По Ч.Робертсу) (142 слова)

IV

Тёмный поздний рассвет чуть брезжит над болотами. Среди чёрных, гнилых лугов среди дымчатого кустарника среди полей покрытых неровными рядами сжатого но неубранного льна болота светились бело и слепо, как олово.
Озябшие вороны ночевавшие в кустарнике уже проснулись и с голодным карканьем перелетали с места на место. Они лениво двигали крыльями отяжелевшими от ночной сырости.
В особенно низких местах на земле лежал плотный белый туман. Призрачные верхушки кочек с пучками мёртвой  травы, казалось, плавали по поверхности тумана.

Вокруг, насколько хватало глаз, всё было мертво, пустынно, очень тихо. Лишь далеко на востоке туманный воздух время от времени вздрагивал, как будто там мягко но очень сильно хлопали большой дверью (106 слов).

                                                                  V

Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всём своём зеленом величии. Несмотря на вчерашнюю метель, занявшийся день обещал быть ясным, морозным, ядрёным.

Сорока, чистившая на ветке ольховника, черный острый клюв, вдруг повернула голову набок, прислушалась, присела, готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустел снег. Кто-то большой, сильный шёл сквозь лес, не разбирая дороги. Затрещали кусты, заметались вершины молоденьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. Сорока вскрикнула и, распушив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась бурая морда, увенчанная тяжёлыми извилистыми рогами. Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук, и слух его был так остёр, что слышал зверь, как короед точит древесину, прокладывая ход под корой сосны. Но даже и эти чуткие уши не слышали здесь, в лесу, ничего, кроме птичьей трескотни, звука дятла и ровного звона сосновых вершин. 
 (По Полевому) 

Подготовиться к написанию диктанта поможет этот тест "Союз или другая часть речи?"с разбором ответов           Скачать здесь:

Тест № 1. Укажите номера предложений, в которых же является союзом.

1. Я это сделаю так же.
2. Я хотел с ними дружить, они же меня сторонились.
3. Сергей Иванович приходил на работу всегда вовремя, Николай же всегда опаздывал.
4. Я все так же люблю тебя.
5. Первый же прохожий укажет тебе эту улицу.
6. Все же что ты намерен делать?
7. Дома все одно и то же.
8. В то же самое время он вернулся домой.
9. Снаружи дом был отделан, внутри же требовалась доработка.
10. Моя улица спускалась к морю, ее же – шла параллельно набережной.

Тест № 2. Укажите номера предложений, в которых ли является союзом.
1. Не зайдете ли выпить чаю?
2. Я не знаю, захочет ли он прийти.
3. Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то другой?
4. Ветер ли шумел, или это шумело у него в голове – он не понял.
5. Станет ли кричать – в ответ тишина.
6. Не купишь ли по пути газет?
7. Петь ли надо, плясать ли – он всегда готов.
8. Навряд ли он приедет сегодня.
9. Сергей спросил, приедет ли он сегодня.
10. А на улице то ли песни поют, то ли на гитаре играют.

Тест № 3. Укажите номера предложений, в которых слово что является союзом.
1. Что он лгун, это было известно всем.
2. Что ты хочешь мне сказать?
3. Я знаю, что ты хочешь мне сказать.
4. Мы переехали в огромный дом, что стоит на центральной улице.
5. Мне сказали, что профессора можно сегодня не ждать.
6. Он так крепко заснул, что проехал свою станцию.
7. Он сказал, что приедет завтра.
8. Спросите об этом мальчишку, что в доме напротив живет.
9. Это ложь, что в театре нет лож.
10. Я с трудом расслышал, что она сказала.

Тест № 4. В каких предложениях и выступает в качестве союза?
1. Они жили долго и счастливо.
2. Я и не пошел туда.
3. Это был он, и никто иной.
4. Не хочу и слышать это!
5. И вы все-таки поедете?
6. Солнце село, и стало прохладно.
7. Он уже и сам не рад.
8. Я и сам не поеду, и ее не пущу.
9. Все кончилось, и слава богу!
10. Пускай принесет и то, и другое.

Тест № 5. В каких предложениях слово однако является союзом? (Знаки препинания не расставлены!)
1. Ветер сильный однако попутный.
2. Шумела буря хлестал дождь ветер однако был попутный.
3. Однако здравствуйте!
4. Однако в указанном месте я ничего не нашел.
5. Будь однако с ним осторожна.
6. А ты не так прост однако.
7. Однако жить в том доме им пришлось еще долго.
8. Квартирка была небольшая однако уютная и недорогая.
9. Сколько хлопот однако!
10. Лето кончалось однако на даче им пришлось еще задержаться.

Тест № 6. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются союзами.
1. Что ни день, то новые проблемы.
2. Весна была холодная, лето также не радовало.
3. Когда-то он служил в гусарах, и счастливо.
4. Компьютер как средство познания мира.
5. Сегодня ни смеха, ни голосов не слыхать.
6. Он едва дошел до дома.
7. Едва взошло солнце, как он проснулся.
8. Только я отвернулся, как его уже след простыл.
9. А в ответ лишь тишина.
10. Пассажиры спросили, скоро ли они приедут.

Разбор тестов:

Главным критерием разграничения служебных частей речи является их синтаксическая функция. Поэтому нужно хорошо знать, какую роль выполняют в предложениях, в тексте союзы, частицы и предлоги. Чаще всего союзы путают с частицами. Как отличить союз от частицы?
Частица служит для выражения смысловых, эмоциональных, модальных оттенков значений слов, словосочетаний, предложений, а также для образования форм слов.
Союз служит для связи членов предложений, частей сложных предложений, отдельных предложений в тексте. Отсюда следует: если в предложении нечего «связывать», то в нем не может быть и союза. Рассмотрим предложенные тесты.

Тест № 1
Союз же является противительным, значит, мы должны указать номера тех предложений, в которых есть отношения противопоставления либо между однородными членами, либо между частями сложного предложения. Это будут следующие предложения: 2, 3, 9, 10.

Тест № 2
Ли может выступать в качестве вопросительной частицы или в качестве подчинительного (изъяснительного) союза. Кроме того, ли может быть частью повторяющегося союза то ли... то ли; ли... ли, ли... или, а частица ли – частью частицы вряд ли, навряд ли. Следовательно, ли является союзом в тех предложениях, в которых связывает части сложного предложения (даже если они содержат косвенный вопрос) или является частью повторяющегося союза. Это следующие номера: 2, 4, 5, 7, 9, 10. Предложение № 3 хотя и сложноподчиненное изъяснительное, но средством связи здесь является союз что.

Тест № 3
Что может быть союзом (служит средством связи в сложноподчиненном предложении), может быть вопросительным или относительным местоимением (служит средством связи в сложноподчиненном предложении в качестве союзного слова). Если перед нами местоимение (т.е. знаменательная часть речи), значит, к нему можно задать вопрос, оно является не только средством связи главного предложения с придаточным, но и членом предложения. К служебной части речи задать вопрос нельзя, членом предложения это слово не является. Кроме того, для разграничения этих частей речи можно попытаться заменить союзное слово (т.е. местоимение) знаменательным, а также посмотреть, падает ли на него логическое ударение. Таким образом, слово что выполняет функцию союза в следующих предложениях: 1, 5, 6, 7, 9.
(Примечание по поводу предложения № 9.) Это предложение взято из пособия Т.С. Ленской и Т.Ю.Угроватовой. Русский язык: В 4 ч. Ч. 4. Синтаксис. М.: Айрис-пресс, 2003. С. 105. Там оно характеризуется как придаточное определительное. (Там же. С. 293.)
Обычно средством связи в таких предложениях являются союзные слова (местоимения). Значительно реже определительные придаточные присоединяются к главной части посредством союзов как, чтобы, словно, как будто, как если бы, точно. Союза что среди них нет. Так что же, мы неправильно определили часть речи? Читаем по этому поводу у Валгиной Н.С. (Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учеб. для вузов по спец. «Журналистика». М.: Высш. шк., 1991. С. 327):
«Придаточные изъяснительные с что, относящиеся к именам существительным, раскрывают внутреннее содержание предмета и потому приближаются к определительным придаточным. Придаточные определительные (присоединяются союзным словом что), в отличие от придаточных изъяснительных (присоединяются союзом что), допускают замену союзного слова что союзным словом который. Сравним: И вечером весть, что (подстановка слова которая невозможна) приехала я, в Москве уже многие знали. – Весть, что (которая) обрадовала меня, в Москве уже многие знали». Таким образом, мы определили правильно: перед нами союз в придаточном изъяснительном.

Тест № 4
Чаще всего союз и встречается в качестве сочинительного соединительного союза. В таком случае он связывает однородные члены или части сложного предложения. Гораздо реже и может выступать как присоединительный союз (об этом можно прочесть в пособии: Темиз Я.В. Секреты русской пунктуации. Мегатрон, 1999. С. 44–49). Таким образом, и является союзом (соединительным и присоединительным) в следующих предложениях: 1, 3, 5, 6, 8, 9, 10.

Тест № 5
Слово однако может быть вводным словом (стоит в конце или в середине предложения), междометием (выражает удивление, недоумение, возмущение) и союзом (стоит в начале предложения, между однородными членами или частями сложного предложения). Союз однако является противительным, и его можно заменить противительным союзом но. Значит, мы должны отметить следующие номера: 1, 4, 7, 8, 10.

Тест № 6
Ответы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10.
1) Ни – частица;
2) также – присоединительный союз;
3) и – присоединительный союз;
4) как – союз со значением «в качестве»;
5) ни... ни – сочинительный соединительный повторяющийся союз (средством разграничения с частицей в данном случае служит и формальная структура: союз ни... ни, в отличие от частицы ни, является повторяющимся);
6) едва – наречие образа действия (дошел (как? каким образом?) едва);
7) едва – временной союз (союз едва отличается по смыслу от исходного наречия едва и всегда стоит в начале предложения);
8) только – временной союз;
9) лишь – ограничительно-выделительная частица;
10) ли – изъяснительный союз.
Л.Ю. ОХЛОПКОВА,
г. Дубна,
Московская обл.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...